15 апреля, в заключительный день работы ММСО,
команда МГППУ продолжила интенсивную работу на форуме. Вот только некоторые
мероприятия, в которых участвовали преподаватели и студенты нашего
университета.
Старший преподаватель кафедры возрастной
психологии им. Л. Ф. Обуховой С.С. Ермаков провел тренинг для школьников по
игровой профориентационной методике «Формула-5». Это карточная игра,
разработанная профессором Н.С. Пряжниковым для подростков на базе типологии
профессий Е. А. Климова.
-Главная задача этой игры не выбрать профессию, а
научить делать осознанный выбор. То есть с помощью этой методики мы стараемся
активизировать профориентационное мышление, — объяснил Сергей Сергеевич.
Н. В. Кочетков и М.Н. Расходчикова провели
практическое занятие «Социальная психология на ладони». Ведущие предложили
гостям стенда МГППУ заполнить опросник на тему отношений в коллективе, а затем
поделились секретами эффективного социального взаимодействия. Руководитель НМЦ
ИПИО Е.В. Самсонова приняла участие в круглом столе
«Инклюзивное
образование – территория взаимодействия: информационная доступность
образовательных ресурсов и услуг». Круглый стол был посвящен узкой, но
важной теме — отсутствию у родителей детей с ограниченными возможностями
достаточной информации о том, какие специальные условия для них созданы в том
или ином учебном заведении.
Елена Валентиновна подчеркнула, что
актуальной задачей на сегодняшний день остается создание совместными усилиями
различных ведомств и родителей информационных навигаторов социальных и
образовательных услуг для детей с ОВЗ и их семей в регионах России.
Все эти четыре дня команда МГППУ в режиме нон-стоп
общалась с посетителями форума: консультировала абитуриентов, помогала
школьникам сориентироваться на выставке, читала лекции, проводила мастер-классы
и участвовала в экспертных дискуссиях.
Под занавес работы форума заместитель министра образования В. Ш. Каганов
наградил МГППУ почетной грамотой за вклад в развитие образования, а мы выражаем
большую благодарность всем студентам, преподавателям, сотрудникам нашего
университета, которые участвовали в подготовке и в работе МГППУ на
выставке.
Старший научный
сотрудник ИПиО А. С. Екушевская провела инклюзивный мастер-класс «Добро без
границ».
Место действия:
стенд МГППУ
На этом мероприятии каждый гость стенда мог
нарисовать открытку для своих друзей и близких, написать пожелания и отправить
ее с помощью волшебной, но точной почты.
Вот, что говорит об этом мероприятии сама
Анастасия Сергеевна:
11.30
«Чаще всего
ребенок с РАС кричит, когда устал»
Директор ФРЦ
А.В. Хаустов и учитель начальных классов ФРЦ Н. А. Мамонтова прочитали лекцию
на тему: «Если в класс пришел ребенок с РАС».
Место действия:
зал «Выготский»
Лекция была посвящена двум конкретным аспектам работы с
детьми с РАС: как убедить ребенка сесть за парту, и что делать, если ученик
кричит на уроке.
-Какие приемы для решения первой проблемы вы используете? Артур Валерьевич
начал лекцию с обращения к залу.
-Положить на парту что-то интересное.
-Да, что-то, что привлечет его внимание, подхватила Наталья Александровна. Мы,
учителя, должны работать на опережение: например, положить на парту пазл за
две-три минуты до урока, ребенок его с удовольствием соберет, после чего можно
переходить к занятию на радостной ноте.
В числе других стратегий спикеры отметили поощрения после урока, индивидуальный
план дня и самого занятия, наличие понятных визуальных инструкций,
использование дополнительных звоночков.
-Что касается крика: чаще всего ребенок с РАС кричит, когда устал. Здесь важно
понимать, что он имеет право на дополнительные перерывы во время занятия.
Помимо этого, чтобы облегчить ребенку учебу, нужно адаптировать учебный
материал. И, конечно, важно уделять внимание сенсорной разгрузке: использовать
боковые ширмы, которые ставятся прямо на парту, шумопоглощающие наушники и
многое другое.
Более подробную информацию можно получить на сайте
ФРЦ: http://autism-frc.ru
14. 00
Как правильно построить эксперимент по изучению мозга?
Научный сотруднк МЭГ-центра А.Ю. Николаева провела семинар, посвященный дизайну
научного эксперимента и особенностям подготовки стимульного материала.
Место действия: стенд МГППУ
Как исследователь может увидеть и
проанализировать, что происходит в мозге человека?
С помощью эксперимента. А его неотъемлемая часть —
это предъявление испытуемому стимульного материала. Но не все так
просто.
-Если мы просто покажем человеку одну картинку, мы
ничего не поймем. Потому что наш мозг всегда активен: разглядеть на фоне этой
невероятно интенсивной активности реакцию именно на нашу картинку очень сложно.
Это значит, что картинку придется предъявить испытуемому 150 раз. Так нам
удастся «усреднить» общий шум, который можно будет «отсечь».
Подготовка стимульного материала — сложная и кропотливая задача. Анастасия
Юрьевна предложила создать образец для примера прямо на стенде: гости семинара
сделали аудиозапись, почистили ее от шумов, после чего Анастасия Юрьевна
объяснила на схеме мозга, как именно орган реагирует на стимульный материал, то
есть какие его зоны вовлечены в обработку сигнала.
Подробнее об исследованиях МЭГ-центра можно почитать на сайте: http://www.megmoscow.ru
15.00
Как выглядит
ваша радость?
Преподаватель
кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ
О. В.
Белозерская провела мастер-класс «Арт-терапия: работа с эмоциями».
Место действия: стенд
МГППУ
-Сейчас уделяется очень большое внимание развитию
эмоционального интеллекта, эмоциональной сферы. И у детей, и у взрослых.
Сегодня я предлагаю вам небольшое упражнение на развитие этой сферы. Мы
попробуем научиться распознавать свои эмоции, управлять ими и менять их с
помощью рисуночной арт-терапии.
Ольга Валентиновна напомнила, что к базовым эмоциям относятся страх, гнев,
радость, удивление и печаль. После чего предложила всем гостям стенда
изобразить все эти эмоции без подписей и знаков за 15 секунд, опираясь на
первую ассоциацию. Справившись с рисунками, участники занятия обсудили работы
друг друга.
Е. Е. Клопотова
и И.А. Самкова (кафедра «Дошкольная педагогика и психология») провели дискуссию
«Игра современных дошкольников: веселый досуг или образовательная
практика».
Место действия: стенд МГППУ
Ребята, а как бы вы объяснили, кто такой дошкольник? С чем он у
вас ассоциируется?
-С игрушками!
-Это необразованный человек.
-Ребенок, которого надо поставить на ноги.
— Да, действительно, но, давайте посмотрим на этот возраст с точки зрения того,
что у человека должно быть. Для развития нам нужен хороший фундамент, а он
закладывается еще до школы. Как же нам его построить?
-Посадить детей за книги и буквари.
-Играть с ними в интеллектуальные игры.
-Да просто общаться.
-Неплохо! Но вообще-то с детьми еще и мультики можно смотреть…
-Мы спросили ребят: какие мультики вы смотрите? Они, немного стесняясь, назвали
«Фиксиков» и какие то еще детские мультики из категории 0+. Мы сразу поняли,
что они нас стесняются и дают социально желательные ответы. Поэтому осторожно
уточнили: «а «Гравити Фолз» смотрели? Это же очень крутой мультик»! Естественно
они подхватили эту идею и назвали нам еще много подобных мультсериалов. Сколько
бы взрослые не запрещали смотреть какие-то мультфильмы, дети все равно будут их
смотреть. Поэтому мы считаем, что задача взрослых — научить ребенка правильно
воспринимать мультфильмы. Научить видеть положительные посылы. Объяснить
непонятные вещи. Привлечь внимание к доброму и светлому, отметили Екатерина
Евгеньевна и Ирина Анатольевна.
12.00
«Рано или
поздно школа будет выпускать своих детей в университеты, которые тоже будут
инклюзивными»
Инклюзивные
педагогические практики: лучшие школы России. Мастер-классы и
экспертиза.
Место действия:
зал «Выготский». В ходе мероприятия педагоги-победители конкурсов по
инклюзивному образованию поделились опытом обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ С.
В. Алехина выступила в роли модератора встречи, ставшей логичным продолжением
презентации вновь созданной Ассоциации инклюзивных школ России. В мероприятии
участвовали не только директора, педагоги и психологи лучших инклюзивных школ
страны, но и иностранные гости и эксперты.
Светлана Владимировна обратила внимание на
необходимость продолжать развивать идею инклюзии на всех уровнях образования:
«Рано или поздно дети заканчивают школу и идут учиться дальше. Поэтому сегодня
перед нами стоит очень большая задача: сделать высшее образование доступным для
всех, кто хотел бы его получить. Поэтому в ВУЗах появляются проректора по
инклюзивному образованию, адаптируются программы. В этом отношении рано или
поздно школа будет выпускать своих детей в университеты, которые тоже будут
инклюзивными».
12.00
Современный руководитель, кто он?
Заведующая
кафедрой психологией управления МГППУ А. В. Погодина прочитала мини-лекцию с
элементами тренинга «Управляй! Об универсальных законах менеджмента»
Место действия:
стенд МГППУ
-Мы обсудили, кто такой современный руководитель, какие
требования предъявляет общество современноу руководителю, объянила Алла
Васильевна, — но, может быть, самой главной моей задачей было дать гостям
информацию о них самих. Я предложила им, с одной стороны смешные, а с другой
стороны, очень диагностические тесты, которые им помогут разобраться: могут ли
они сами быть руководителями или нет.
14.30
«Я не думаю,
что игра уйдет совсем».
Л.И.
Эльконинова, старший научный сотрудник Института дошкольного образования и
семейного воспитания РАО, член Международной психологической организации ISSBD,
доцент кафедры возрастной психологии МГППУ рассказала о детской игре в век
гаджетов.
Место действия: зал
«Песталоцци»
Людмила Иосифовна рассуждала о сюжетно-ролевой игре в
контексте культурно-исторической психологии.
-Эта психология говорит нам, что психическое развитие — это присвоение культуры
и, если мы считаем, что гаджет — это продукт культуры, то так к нему и надо
относиться. Компьютер — это орудие, и только от человека зависит как оно будет
использовано.
В своей лекции Людмила Иосифовна отметила, что, на ее взгляд, в отношении
текущего состояния сюжетно-ролевой игры есть ряд стереотипов. Во-первых, такая
игра вовсе не так безопасна, как ее принято воспринимать в сравнении с
компьютерными. Во-вторых, она не распалась с приходом новых технологических
возможностей.
-Мир ускоряется, становится опаснее. И чем он опаснее, тем больше последствий
наших действий мы обязаны испробовать в условном пространстве, отметила
она.
15.30
Какими техниками изучения языка можно дополнить
скучные грамматические правила?
Студенты
факультета «Иностранные языки» провели мастер-класс «WORK SHOP: Многообразие
методов и приемов преподавания иностранного языка в рамках современного
коммуникативного подхода»
Место действия:
стенд МГППУ
В ходе лекции ребята не раз отметили, что в наше время вовсе
не обязательно ограничиваться книгами по грамматике.
-Есть множество разнообразных способов выучить язык: в языковой школе, за
рубежом, с репетитором. А кто-то хочет учить язык самостоятельно. Они выбирают
наиболее эффективные и проверенные временем методики: коммуникативную, работу в
мини-группах, метод мозгового штурма, карусели, ажурной пилы и броуновского
движения.
16.30
«Кто-нибудь
знает, что такое кормильство»?
Доцент кафедры
педагогической психологии МГППУ М.В. Енжевская прочитала лекцию на тему
«Портрет современного учителя».
Место действия:
стенд МГППУ
Марина Владимировна подробно рассказала о разных этапах
становления системы образования и воспитания в России, начиная с самых древних
времен.
-Вот, например, кормильство — это социально-педагогическое явление на Руси
X-XII вв. Кормильцев подбирали для воспитания детей феодальной знати, объяснила
она.
Гости стенда также обсудили постепенную трансформацию принципов работы учителя
и посмотрели небольшой фильм о самых значимых представителях этой
профессии.
ММСО продолжит
свою работу 14 и 15 апреля. Ждем вас на стенде МГППУ в павильоне ВДНХ №
75.
Программу работы стенда МГППУ в формате pdf можно
скачать здесь.
Студенты МГППУ помогают
школьникам извлечь максимум пользы из ММСО
Место действия: площадка спецпроекта
«Профориентация»
Студентка Анна приветствует старшеклассницу на
ММСО:
-Привет, что тебя интересует? Есть любимые школьные предметы?
-Да, я химию люблю!
-Тогда я посоветую тебе обратить внимание вот на эти лекции.
Анна и еще порядка 70 студентов МГППУ будут помогать сориентироваться
школьникам на форуме в течение всех четырех дней ММСО. -Наша задача
координировать детей и подростков, чтобы им было удобнее, чтобы они не упустили
ничего интересного. Выставка разделена на семь направлений: IT-технологии,
медицина, аграрный бизнес, промышленность, робототехника, искусство,
образование и экономика. Мы задаем подросткам разные вопросы, связанные с этими
направлениями, выясняем, что им нравится и ориентируем. Работу
наших студентов особо отметила известный эксперт в области рекрутинга Алена
Владимирская.
11. 00
«Сейчас в
ФРЦ обучаются 203 ребенка с аутизмом»
Презентация
Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения
детей с расстройствами аутистического спектра.
Место действия:
стенд МГППУ
Директор ФРЦ, А. В. Хаустов: Детей с аутизмом с
каждым годом становится все больше, во многом поэтому в рамках прошлогоднего
ММСО состоялось торжественное открытие «Федерального ресурсного центра по
организации комплексного сопровождения детей с РАС». Я хочу спросить у
слушателей, а что такое аутизм?
-Важная научная проблема!
-Нарушение контакта с окружающим миром.
-Особенности мышления…
-Все это верно. Поэтому у нашего Центра очень много задач. Во-первых,
информационная поддержка. На наших ресурсах много полезной открытой информации:
материалы, пособия. Во-вторых, наш Центр осуществляет онлайн консультирование и
поддержку более 90 региональных организаций, занимающихся проблемой аутизма.
В-третьих, мы собираем статистику. Грамотно спланировать объемы помощи на
региональном уровне можно только при наличии корректных данных. И, конечно, в
ФРЦ проходят обучения дети с аутизмом. Сейчас у нас учатся 203 таких
ребенка.
Артур Валерьевич многое рассказал об опыте ФРЦ по обучению методикам работы с
детьми с РАС. Разработки будут полезны и педагогам, и родителям.
-Если какой-то группе специалистов нужны курсы — мы организуем курсы. Это
бесплатные интенсивные занятия в течение недели. Родители тоже могут пройти
обучение, получить программу на руки и пользоваться ей дома.
В своей презентации Артур Валерьевич уделил особое внимание научным
исследованиям, которые проводятся под эгидой ФРЦ и пригласил всех гостей ММСО
на 2-ую Всероссийскую
научно-практическую конференцию «Комплексное сопровождение детей с
РАС», которая состоится 22-24 ноября 2017 года.
Подробнее о проектах ФРЦ читайте на сайте: autism-frc.ru
12.30
«Чтобы попасть в систему Web of
Science мы трудились три года: реструктурировали редакционную политику,
внутреннюю тематику и работу авторских коллективов»
В рамках марафона кейсов А.А. Шведовская и В. В. Пономарева рассказали об
успешном опыте продвижения научных журналов МГППУ на международном
уровне.
Место действия: зал «Делла-Вос», марафон кейсов «Интернациализация российского
образования: секреты международного сотрудничества университетов»
-Все 20 лет своего существования наш Университет занимается
издательской деятельностью. Мы выпускаем 12 журналов. Их количество и
разнообразие в полной мере соответствует одному из слоганов МГППУ: «Вся
психология в одном университете». Такое широкое поле площадок обеспечивает
больше возможностей для публикации результатов разных по
тематике исследований и разработок и наших, и зарубежных специалистов, —
отметила Анна Александровна.
В числе основных факторов успеха изданий МГППУ были названы важность единых
правил оформления, двойного анонимного рецензирования, коллегиальность в
принятии решений о публикации, заключение Лицензированного договора с авторами
и размещение материалов в открытом доступе.
Больше подробностей об этом опыте в
презентации.
14.00
«Разработанный нами набор программных
инструментов готов для использования не только специалистами»
Магистрант факультета Информационных
технологий Борислав Поляков рассказал о разработке элементов системы анализа
данных видеоокулографии.
Место действия: стенд МГППУ
Сама по себе окулография — это определение
координат взора или отслеживание «движения глаз». Методика подобного
тестирования набирает все большую популярность не только в многочисленных
научных исследованиях, но и для решения конкретных практических задач.
Например, для оценки удобства сайтов, для анализа обработки визуальной
информации человеком.
В ходе работы над данным проектом был разработан и
программно реализован набор инструментов для анализа данных видеоокулографии,
которые могут быть очень полезны в гражданской авиации. Новые методы обработки
окулографических данных позволяют строить графики, демонстрирующие качества
выбранных методов выявления окуломоторных событий. Проще говоря, с помощью этой
системы можно оценить, насколько хорошо пилот ориентируется в кабине самолета,
какова скорость его реакции и степень подготовки. Авиационные корпорации очень
заинтересованы во внедрении таких программных инструментов, потому что их можно
легко применить в условиях авиатренажера и сэкономить средства, отсеивая
наименее перспективных кандидатов в пилоты.
15.00
Учиться и работать — вместе со
всеми
Демонстрация
специального ПО для слабовидящих.
Место действия: стенд МГППУ
Заведующий учебно-производственной̆ лабораторией
технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения
Владимир Соколов вместе со своими коллегами в течение всего первого дня
выставки консультировал гостей стенда по работе с тифлотехникой. Прежде всего,
он и его коллеги демонстрировали всем желающим принцип работы портативного
компьютера «ELBRAILLE» для незрячих, слабовидящих и слепоглухих людей. Это
современное устройство с удобным дисплеем Брайля (работает под управлением
Windows 10) поддерживает сторонние приложения и Wi-Fi и помогает оставаться на
связи в любом месте, работать, учиться и играть.
16.00
Личностный миф
и скрытые мотивы
выбора
Мастер-класс по профориентации
Место действия:
стенд МГППУ
Доцент кафедры возрастной психологии им. Л. Ф.
Обуховой О. В. Кузнецова провела подробный мастер-класс по построению
профессиональной перспективы. Начав с теоретической части, Оксана Викторовна
выделила различные стадии профессионального становления и раскрыла понятие
профессионального личностного мифа.
После этого у всех слушателей была возможность получить индивидуальную
консультацию по методике «Якоря карьеры».
-Методика направлена на выявление ценностей, смыслов деятельности. Это очень
важный аспект, который помогает человеку понять нечто большее о своем
призвании, о том, что, может быть, является скрытыми мотивами его выбора,
пояснила Оксана Викторовна.
Мы продолжим
рассказывать вам о нашем участии в ММСО, и приглашаем вас посетить наш стенд на
выставке. Форум проходит в эти дни на ВДНХ, в павильоне № 75.
Программу работы стенда МГППУ в формате pdf можно скачать
здесь.
Судя по информации, почерпнутой из сериалов, вокруг роженицы все суетятся и громко говорят. Царит хаос, кричат даже сестры и доктора, хотя они вроде как принимали роды много раз. Читать далее →