Мартен Фуркад, каким мы его не знали

Мария Котомина с подробностями про лучшего биатлониста, каких вы еще не слышали. И ни слова про Логинова.

Большинству, особенно тем, кто смотрит биатлон только по телевизору, Мартен Фуркад известен как выдающийся гонщик, привыкший к чудачествам. Он любит задирать соперников, выделывать акробатические номера перед камерами и давать провокационные интервью.

Однако в современном спорте трудно найти настолько же интересную и разностороннюю личность, как Мартен.

Его суровая юность

Мартен родился в городке Серэ в Пиренеях, на юго-западе Франции. Он средний из трех братьев в каталонской семье. Его отец, Марсель, был тренером по плаванию, а потом – горным гидом (и остается им по сей день), мама – врач-логопед.

Мальчики любили хоккей, но возить их в секцию из деревни Ллагон, где они жили, было далеко, и поэтому их перевели в лыжи. Потом Мартен вслед за старшим братом Симоном занялся биатлоном.

Совместное увлечение биатлоном сблизило Симона и Мартена, которые до этого жили, по выражению их отца, «как кошка с собакой». Подростком Мартен даже переехал вслед за Симоном в Альпы, но скоро вернулся домой, не выдержав разлуки с семьей. 

Из дома скоро снова пришлось уехать: в 16-летнем возрасте Мартена пригласили жить и тренироваться в национальном лыжном центре в Преманоне (Юра), на северо-востоке Франции.

Именно в Преманоне он стал работать с Стефаном Бутьё и Франком Бадью, оружейником сборной Франции, который много лет спустя стал стрелковым тренером. Все отзывались о Мартене как о воспитанном, любознательном и мотивированном юноше. 

«Я все время держал в голове, что нахожусь в 800 км от своего дома. Я здесь не для того, чтобы развлекаться». 

     

Его первый успех

Мартен впервые появился на Кубке мира в 2008-м, ему было 19 лет. Его первая победа – эстафета в Эстерсунде в 2009-м, где он был финишером и кидал на радостях лыжные палки. Два месяца спустя, в феврале 2010-го, он сенсационно добежит до серебра в олимпийском масс-старте («Фуркада-младшего здесь вообще никто не ждал!»). Это происходит на глазах его семьи – отец и мать тоже приехали в Ванкувер поддержать сыновей.

Но успех обернулся драмой: старший брат Симон не мог поверить, что Мартен превзошел его, тогдашнего фаворита и пусть краткосрочного, но обладателя желтой майки. На церемонии награждения Симон плакал, а Мартен старался не показывать своей радости. Братьям потребовалось больше года, чтобы Симон смирился с новой ситуацией, в которой Мартен все чаще оказывался впереди него. 

   

Его перфекционизм

Мартен любит биатлон («я не работаю, я утоляю страсть») и отдается ему на 100% («когда я не смогу 100% посвящать себя спорту, уйду»).

Его подход – постоянно находить ошибки и исправлять их, улучшаясь от сезона к сезону. В стрельбе его цель – 95-96% попаданий («это было бы экстраординарно»), которые он считает потолком для биатлониста.

В плане физической подготовки Мартену самому любопытно, на что способно его тело, поэтому он постоянно раздвигает границы физических возможностей («тело человека не имеет пределов»).

 

Очередной «вызов» Фуркада – взять «большой шлем» на чемпионате мира в Хохфильцене (четыре золота в личных гонках). В прошлом году в Осло ему не хватило дсовсем чуть-чуть – одного лишнего промаха Йоханнеса Бо.

Его друг Луи Абер говорит, что у Мартена профессиональная деформация: всё должно быть максимально эффективно. Он вспоминает, что во время отпуска на Гавайях Мартен отказывался от экстрима («он приехал сюда восстанавливать силы»). Также он гений организованности: его план тренировок и мероприятий расписан на год вперед, и он старается ничего не оставлять на волю случая.

Эффективный тайм-менеджмент позволяет Фуркаду не только успевать делать много помимо спорта, но и оставляет время для творчества и общения в интернете.

Его популярность во Франции

Несмотря на выдающиеся успехи, на родине он популярен меньше, чем заслуживает. После Олимпиады в Сочи Мартен стал более известен во Франции, но его популярность не сравнится с футболистами, регбистами, баскетболистами или теннисистами.

Уже несколько лет подряд французский телеканал «Евроспорт» номинирует Фуркада на звание «спортсмен года», и каждый раз Мартен оказывается в шаге от триумфа. В 2014-м, когда по всем параметрам его должны были выбрать, помешал прыгун с шестом Рено Лавиллени, побивший рекорд Бубки. В 2016-м Мартена обошел дзюдоист Тедди Ринер, взявший золото Рио. Редакция «Евроспорта» сама отмечает несправедливость, и надеется с чистым сердцем вручить Мартену трофей в 2017-м. 

Его ДНК

Мартен часто повторяет, что «дух соревнования зашит у него в ДНК».

Так же в ДНК у него не только дух, но и мутация гена HFE, который отвечает за метаболизм железа. Если бы Мартен имел гомозиготную мутацию (обеих хромосом), он был бы тяжело больным человеком и не мог заниматься спортом. Но поскольку мутация гетерозиготная (одна хромосома мутировавшая, другая обычная), такая комбинация приводит к естественному улучшению параметров крови, которая может переносить больше кислорода.

В 2013-м в докладе перед сенатской комиссией на тему допинга Мартен сказал: «Каждый обладает уникальным генетическим набором. Что касается меня, мутация гена HFE с рождения улучшает метаболизм железа в моем организме, что приближает меня к верхней границе стандарта, установленного WADA. Но превышение физиологических норм – это один из признаков великих спортсменов».

Рафаэль Пуаре говорит, что «Мартен Фуркад – это гладиатор, который умеет преподнести идеальное шоу».

Мартен знает, что публика за зрелище, и в случае успеха дает выход эмоциям.

  

Его семья

С Элен он познакомился в лыжной секции, когда ему было 13 лет, а ей 14. В 20-летнем возрасте, по рассказу Зигфрида Мазе, Мартен сбежал из Виллар-де-Ланса, где базировалась сборная, домой «по личным причинам» и даже хотел сменить биатлон на триатлон.

Закончилось тем, что Мартен вернулся, а Элен переехала к нему в Виллар-де-Ланс и стала работать школьным учителем. В 2015-м у пары родилась дочь Манон. В интервью немецкому телеканалу Мартен рассказал о чувствах молодого отца: «Я не думал, что это будет настолько сильно». Теперь он редко надолго расстается с семьей: они периодически приезжают к нему на соревнования, и по ночам Мартен встает и укачивает ребенка. Если они не вместе, то на связи по скайпу.

Судя по всему, Фуркад вошел во вкус отцовства: в марте в их семье должен появиться второй ребенок. Ради этого Мартен даже готов пропустить последние этапы Кубка мира, если будет уверен в итоговой победе. 

Его интернет-зависимость

Мартен – редкий случай великого спортсмена, который не просто сам ведет соцсети, но и общается с болельщиками в интернете. У него есть профили в Facebook, Instagram, Вконтакте и Twitter, которые он регулярно обновляет (обычно это фото и короткий комментарий).

Его любимая социальная сеть – твиттер, в которой у него более 150 тысяч подписчиков. Там он часто ставит лайки и иногда даже отвечает. Он высказывается на актуальные темы, начиная от политики (критический твит про выборы в США) и заканчивая «Роджером Федерером, переодетым зеброй». B Твиттере Мартен дает волю завидному чувству юмора.

Недавно он освоил новый формат общения с болельщиками – лайвы в Фейсбуке или Инстаграме, о которых старается предупреждать заранее.

Мартен осознает свою интернет-зависимость и иногда подтрунивает над ней. Однажды он написал: «Когда видишь Кантена (Фийон-Майе – французский биатлонист – прим.) в душе с телефоном, сразу чувствуешь себя не таким уж интернет-зивисимым».

Его колонки

У Фуркада иногда остается время на литературное творчество (см. главу про тайм-менеджмент). Сразу после Олимпиады в Сочи он стал писать колонки для журнала L’Equipe. Они выходили каждый месяц на разные темы – о популярности, болезни, страсти к спорту, свободе спортсменов, коммерциализации спорта и т.д., в колонке же он объявил, что через полгода станет отцом. Мартен писал для L’Equipe примерно год. 

Прошлой весной Фуркад выступил в поэтическом жанре на юбилейных страницах L’Equipe. Поэма называлась «Я тебя желал» и заканчивалась словами «если я и буду изменять тебе, то только с твоим телеканалом». 

  

Его фото/селфи

Многолетняя дружба с известным оператором французов и бывшим биатлонистом Алексисом Бефом способствовала тому, что Мартен стал очень хорошим фотографом. Он снимает на айфон:

   

   

Лучшей моделью оказывается он сам:

    

Фанаты Фуркада тоже шлют фото-приветы. «Лучший болельщик! Мои фаны сумасшедшие 🙂 » – прокомментировал это фото Мартен. «Краска легко смывалась, так что пони не пострадала» – ответили авторы снимка.

Его контракты

Сумма спонсорских контрактов Фуркада – несколько миллионов евро в год. Его главные партнеры: Somfy (оконные системы), BMW, Rossignol, Adidas, MGEN (французское страховое общество), Julbo.

Мартен старается не жадничать и не набирать новых партнеров, так как это способствовало бы «размыванию» его имиджа. Но если уж он согласился подписать контракт, то старается быть вовлеченным в сотрудничество и с полной отдачей выполнять свои обязательства. Так, он снялся в нескольких красивых рекламах MGEN (ролик даже висит у него на сайте) и BMW, участвовал в разработке модели очков Julbo Aero, рекламировал новую линейку городской одежды от Rossignol.

     

Активный гражданин

Он интересуется широким кругом вопросов помимо своей карьеры. Так, в 2014-м Мартен использовал свои аккаунты в социальных сетях, чтобы собирать пожертвования для французского отделения UNICEF, которое боролось с лихорадкой Эбола у африканских детей. Мартен объявил, что удвоит из своих средств всю сумму, которая будет собрана до конца года. 

Год назад он записал обращение к русским болельщикам по случаю климатического конгресса в Париже, в котором заявил, что «невозможно бегать на лыжах под дождем» и нужно бороться с глобальным потеплением.

В твиттере Мартен позволяет себе политические высказывания: так, он выразил удивление и грусть избранием Дональда Трампа, а позже пошутил насчет праймериз во Франции. Но сам Фуркад называет себя дилетантом в политике, и говорит, что она его утомляет.

А вот то, в чем его никак нельзя назвать дилетантом – это его коронная борьба с допингом. В 2014-м Мартен дал большое интервью, где высказал мнение по вопросам допинга, и с тех пор не отступил от своих позиций ни на шаг. Он считает, что допинг – преступление в мире спорта, воровство, и вор должен возмещать убытки, неся более суровое наказание, чем принято сейчас. 

Общественная активность Фуркада может обеспечить ему политическую карьеру. Недавно L’Equipe выпустила статью, где говорилось о перспективах Фуркада в будущем стать министром спорта. Но сам Мартен скептически относится к этому предложению: «У меня много идей, но боюсь, их будет слишком трудно воплотить в жизнь».

P.S. Свежайший фильм от Rossignol

Фото: globallookpress.com/Panoramic (топjвое и последнее); страницы Мартена Фуркада в Twitter и Facebook

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий

Навигация по записям