Природе человеческих удовольствий
посвящена увлекательная книга Пола Блума — профессора психологии и когнитивной
науки в Йельском университете. В этой книге с подзаголовком «Почему мы любим
то, что любим» сочетаются два вида объяснений, которые обычно с трудом сходятся
друг с другом.

Биологическая основа удовольствия не мешает ему быть
глубоким и трансцендентным феноменом. Никто, кроме людей, не обладает такими
способностями находить приятное в самых на первых взгляд странных вещах.
Человек — не только бескрылое животное с плоскими ногтями, способное строить
рассуждения, но и животное, падкое на удовольствия.

От внимания любого учёного вопросы удовольствия ускользнуть,
конечно, не могут. Но даже сегодня ответить на них по-прежнему очень трудно:
чтобы это сделать, необходимо пройти между Сциллой биологического и Харибдой
культурного редукционизма. И Полу Блуму, кажется, удалось это сделать. Главные
новости, которые он приносит из этого путешествия, можно представить в виде
пяти пунктов:

1. Имеет значение не только то, что мы переживаем, но и то,
что мы думаем по поводу этих переживаний.

Как считает Пол Блум, в основе удовольствий лежит
эссенциалистская установка — представление о том, что вещи обладают некоторой
незримой сущностью. Поэтому мы ценим оригинал картины больше, чем неотличимый
от неё дубликат. И поэтому, поглощая пищу, мы едим не только белки и углеводы,
но и её внутреннюю сущность.

2. Наша психика создана в том числе для того, чтобы
доставлять другим удовольствие.

Дарвин поначалу приходил в замешательство, думая о павлиньих
хвостах: они тяжелы, совершенно бесполезны или даже вредны при поисках пищи или
при столкновении с хищником. Из такого рода замешательств появилась теория
полового отбора. Роскошный хвост нужен для привлечения самок: с помощью этого
индикатора они определяют достоинства самцов, ведь только здоровый и
приспособленный может позволить себе носить такое излишество.

3. Воображение и ожидания формируют удовольствия не в
меньшей степени, чем реальность.

Значимость ожиданий можно легко понять, если предложить
людям одно и то же вино, разлитое в разные бутылки, и указать, что первая стоит
10, я вторая — 90 долларов. Учёные много раз проводили похожие эксперименты;
особенно показательные результаты удалось получить, уложив дегустаторов вина в
томограф. На каком-то грубом уровне сенсорные сигналы от одинакового вина с
разной стоимостью тоже будут одинаковыми. Но ожидания наслаиваются на
восприятие цвета, вкуса и запаха, поэтому общая картина существенно
изменяется.

4. Даже если мы совершенно уверены, что нечто является
вымыслом, на некотором уровне мы верим, что это реально.

Почему мы предпочитаем смотреть сериал «Друзья», вместо
того, чтобы проводить время с настоящими друзьями? Это вполне серьёзный
психологический вопрос. Если посмотреть на то, чем занимается обычный житель
современного города большую часть суток, можно легко понять, что приобретение
впечатлений стало нашим основным занятием.

5. Наука — такое же удовольствие, как и все остальные.

В основе науки лежит удовольствие от схватывания сути вещей
— та же самая эссенциалистская установка, которая поддерживает нашу любовь к
искусству и наши религиозные представления. Верующий согласится с учёным в том,
что есть нечто более глубокое, иная реальность за пределами чувственных
ощущений.

Удовольствие можно представить как побочный продукт
эссенциалистской работы сознания — представления о глубинной сути вещей. Однако
эссенциалистская установка имеет и свои минусы. Там, где речь заходит о
социальном, она становится даже опасной. Расовые, кастовые и классовые
различия, которые многим до сих пор кажутся укоренёнными в самой природе
космоса, не имеют под собой никакой реальной основы, кроме наших
представлений.

Из этой теории следует ещё один важный, хотя и тривиальный
вывод. Нужно ценить те удовольствия, которые мы получаем от мира, ведь никто
кроме людей не может наслаждаться поездкой на американских горках, острым
соусом «Табаско» и погружением в научные дискуссии о природе удовольствия.

Источник: https://newtonew.com/book/science-of-pleasure

Источник: http://psypress.ru/articles/

Добавить комментарий

Навигация по записям