Распространение электромобилей и развитие возобновляемой электроэнергетики идут быстрее, чем предполагалось, суля радикальную перестройку мирового энергорынка и проблемы экономикам, зависимым от экспорта сырья. Об этом предупреждают аналитики Bank of America (BofA) и Oxford Institute for Energy Studies.
Как прогнозирует BofA, пик мирового спроса на нефть сдвигается на середину 2020-х годов, а с начала 2030-х потребление «черного золота» начнет снижаться, сообщает Finanz.
Сейчас 55% нефти уходит на производство горючего для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Именно рост мирового авторынка обеспечил глобальный нефтяной бум последних 30 лет: в 1990-м, например, на бензин приходилось лишь 30% спроса на «черное золото».
«Но этот последний бастион нефтяного спроса падет уже в ближайшие 8 лет», — говорится в обзоре американского банка: к 2023 году, как считают в BofA, электромобили начнут вытеснять традиционные авто, поскольку стоимость аккумуляторных батарей сравняется с затратами на производство бензиновых двигателей.
К 2030-му 40% всего автотранспорта в мире будет электрическим, а к 2050-му — 95%.
В этих условиях с 2025-го года в мире начнет падать спрос на бензин, а с 2030-го — на нефть со скоростью 0,5% каждый год.
Для нефтяных экономик России и стран ОПЕК это грозит крахом модели, которая обеспечивала им существование в последние полвека, предупреждает Oxford Institute: экспортерам придется делить сжимающийся рынок сбыта, бороться за покупателей и снижать цены.
Следствием станет падение валютных доходов и возможный обвал национальных валют, констатируют эксперты, приводя в качестве примера обрушение рубля в 2014 году.
По данным ЦБ, в России 55% экспортной выручки, которая используется на оплату зарубежных товаров, услуг и технологий, поступает за счет нефти, нефтепродуктов и газа, цена которого в контрактах «Газпрома» привязана к нефтяным котировкам.
Отказ от бензиновых авто постепенно становится государственной политикой, причем не только в Европе, указывает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, к Франции, Германии, Норвегии, объявивших о планах отказаться от двигателей внутреннего сгорания, неожиданно присоединились китайские автостроители, пообещавшие прекратить поставки бензиновых и дизельных машин в Пекин к 2020 году, а по всей стране — к 2025 году.
«Новых крупных открытий давно нет, а новые проекты не замещают иссякающий поток нефти со старых промыслов. Падение цен на уровень $35-40 будет катастрофой для отечественной нефтяной отрасли и для всей российской экономики», — предупреждает Крутихин.
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник: