Пустыня в сердце черной Африки. Небольшой отряд солдат
французского иностранного легиона обороняет маленький форт, затерянный в
песках. Полчища кочевников-туарегов пытаются захватить укрепление. Читать далее →
Это любовное письмо пришло племяннице одного из участников форумов на сайте reddit.com. Сразу обращают на себя внимание сердечки над буквой i, а также красноречивые сравнения. Новое поколение Читать далее →
В монографии рассмотрены основные понятия психологии
безопасности как теоретической основы для создания, управления и экспертизы
психологической безопасности образовательной среды. Особое внимание уделено
проблеме защищенности участников образовательной среды от психологического
насилия. Определены теоретические основания для использования психотехнологии
обеспечения психологической безопасности в образовательной среде и приведены
конкретные примеры таких программ. Издание предназначено для студентов,
магистрантов, аспирантов педагогических университетов для углубления знаний по
педагогической психологии, знакомства с инновационными технологиями
сопровождения образовательной среды, а также всем интересующимся – для
приобретения профессиональной компетентности в области создания, диагностики и
поддержания психологической безопасности образовательной среды, снижения уровня
психологического насилия во взаимодействии участников образовательной
среды.
С книгой можно ознакомиться по
ссылке.
Источник:
http://elibrary.ru/item.asp?id=20102988
Источник:
В монографии представлены результаты исследования
мобилизующих свойств этнической идентичности и обосновывается тезис об участии
этнической идентичности в процессах формирования общероссийской солидарности.
Межэтническая толерантность рассматривается как связующее звено между
процессами этнической мобилизации и становлением национально-гражданской
российской идентичности. Приводятся теоретико-методологические предпосылки
исследования этнической идентичности, предлагаются новые концептуальные подходы
к анализу этнической и этноконфессиональной идентичности.
Результаты исследований, изложенные в монографии, позволяют
заключить, что формирующаяся национально-гражданская идентичность россиян в
значительной степени опирается на этническую идентичность, которая служит
мобилизующим и вдохновляющим началом для национально-гражданской российской
консолидации. Положение К. Калхуна о том, что этническая идентичность является
средством передачи культуры и основой действия, подтверждается эмпирическими
исследованиями, которые обнаруживают, что актуализированная этническая
идентичность в значительной степени связывается с активистскими социальными
установками.
Исследования дают основание считать, что связующим звеном
между процессами усиления этнической идентичности и становления
национально-гражданской и государственной идентичности является установка
межэтнической толерантности, понимаемая как принятие (в той или иной степени)
культурного разнообразия социального пространства, отказ от применения насилия
в урегулировании межэтнических и межконфессиональных конфликтов и разногласий,
как взаимодействие на основе согласия или компромисса.
Идеология российской гражданственности, усилия элит по
формированию солидаризирующей российской идентичности не должны нивелировать
существующие в социальном пространстве РФ этнокультурные различия, а также
игнорировать тот факт, что Россия – страна с преобладающим русским населением.
Всероссийское репрезентативное исследование «20 лет реформ глазами россиян»
показало, что большая часть россиян воспринимает культурное многообразие России
двояко, усматривая в этом и преимущество для ее развития, и проблему. Данные
исследований свидетельствуют о том, что в стране актуальна проблема
формирования межэтнической толерантности. Стоит отметить, что толерантность к
культурному многообразию не означает этнической индифферентности. Позитивное
восприятие этнокультурных различий как основа толерантности и
национально-гражданской идентичности происходит в контексте осознания человеком
своей собственной этничности. Поэтому в процессах формирования
национально-гражданской, государственной идентичности с необходимостью будут
задействованы основания этнической идентификации, такие, как язык, общее
историческое прошлое, религия, элементы материальной и духовной культуры, а
также патриотические чувства любви к малой родине и России, к «своей» вере.
Результаты эмпирических исследований позволили убедиться в
том, что актуализированная этническая идентичность и сопряженная с ней
солидарность, соединенные с толерантной установкой и доверием к власти,
участвуют в формировании национально-гражданской идентичности. Риски
трансформации этнической идентичности по шкале толерантность–интолерантность
обусловлены тем, что социальные категории как элементы знания, с участием
которых происходит формирование и поддержание этнической идентичности,
приобретают для человека качество личной ценности, этим они актуализируют
этническую идентичность и управляют ее трансформациями.
Толерантная модель актуализированной этнической идентичности
характеризуется позитивной чувствительностью к социальной многокультурности и
внутриэтнической солидарностью, она предполагает умение непротиворечиво
существовать в плюралистической системе мировоззрений, находить баланс между
групповыми (культурными, религиозными) и личностными правами. Такая этническая
идентичность не противоречит формированию национально-гражданской идентичности.
При благоприятных социальноэкономических условиях и равноправном доступе
населения к ресурсам она может стать основой для национально-гражданской
интеграции.
Исследования обнаружили, что этническое самосознание
русских, формирующееся на базе актуализированной этнической идентичности и
солидарности, шире, чем в среде титульных народов, опирается на политические
категории и в меньшей степени связано с потребностями этнокультурного развития.
Так как русское этническое самосознание в значительной степени ориентировано на
государственные инициативы, то именно от государственной политики и озвученной
лидерами идеологии во многом зависит ориентация самосознания этнического
большинства – в сторону толерантности либо интолерантности, мультикультурных
ориентаций или этнического доминирования. Русские как этническое большинство РФ
обладают необходимым потенциалом позитивной межэтнической и
национально-гражданской интеграции. Практики формирования интегрирующей
национально-гражданской идентичности с учетом этнической вместе с равноправным
доступом к ресурсам эффективны при обеспечении доверия населения к институтам
власти. Восстановление православной идентичности и рост влияния церкви
свидетельствуют о потребности в восстановлении ценностных основ российского
самосознания и обретении позитивных консолидирующих символов.
Литература
Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности / С.В. Рыжова.
М.: Альфа-М, 2011. 280 с. ISBN 978-5-98281-303-9
Источник:
Зависит ли уровень одиночества от национальной культуры?
Этот вопрос решили изучить два американских ученых из Невады. В качестве данных
они использовали результаты континентальных социологических исследований:
Евробарометра (3.900 чел.) и Европейского социального исследования (38.900
чел.). Вышло у них вот что.
Независимо от культурных различий во всех европейских
странах люди, живущие поодиночке, вдовые и разведенные ощущают одиночество
больше других. А помогает от этого «недуга» наличие близкого человека, с
которым можно поговорить «по душам».
Но дальше начинаются различия. Согласно одной из наиболее
распространенных теорий, объясняющих культурное разнообразие, общества
различаются по параметру «Индивидуализм-Коллективизм». Индивидуалистские
культуры ориентированы на личный выбор, там ценно ощущение автономности
личности, «отдельности» от других. В коллективистских обществах важна
принадлежность к группе. Свою собственную личность люди ощущают как
взаимозависимую с окружающими.
Если посмотреть на одиночество с точки зрения этой
теории, то кажется все просто. В коллективистских странах люди должны
чувствовать себя менее одинокими? Как бы не так! По данных исследования, при
всех прочих равных, в Ирландии (индивидуалистская культура) человек будет
ощущать себя менее одиноким, чем в России (коллективистская культура).
Почему же? Дело в том, что в индивидуалистских обществах
более важна автономность личности. А если так – то и одиночество переживается
легче. Я один, ну и…прекрасно! В коллективистских странах более ценно
принадлежать к группе людей. Не формально, как с обществом книголюбов в
советское время. А на самом деле, т.е. ощущать свою реальную включенность в
сообщество. И если этого нет – мы страдаем.
Дальше – различий больше. Оказывается, что культура влияет и
на эффективность путей спасения от одиночества. Предположим, чувствуете вы, что
«один я – одинешенек на белом свете». Куда бежать? К семье или друзьям, что
поможет? Так вот, в индивидуалистских обществах (например, в Швейцарии) людям
лучше помогает общение с близкими друзьями. И это понятно. Скрасить одиночество
Голландца лучше помогут те люди, которых выбирает он сам, не поступаясь своей
автономией.
В коллективистских странах (например, в Греции) все
по-иному. Там более важен контакт с семьей. Ведь это «моя семья» и я являюсь
«ее частью», она «стоит за моей спиной». Если у человека нет такого ощущения
«тыла», то это, в коллективистском обществе, способствует ощущению
одиночества.
Таким образом, мы видим, что наше ощущение одиночества не
совсем полностью «наше». Это еще и результат того общества, в котором мы живем.
А точнее – национальной культуры.
Полное описание исследования:
Valerie A. Lykes,
Markus Kemmelmeier
«What Predicts Loneliness? Cultural Difference Between
Individualistic and Collectivistic Societies in Europe» // Journal
of Cross-Cultural Psychology, April, 2014, 45: 468-490.
Литература
Valerie A. Lykes,
Markus Kemmelmeier
«What Predicts Loneliness? Cultural Difference Between
Individualistic and Collectivistic Societies in Europe» // Journal
of Cross-Cultural Psychology, April, 2014, 45: 468-490.
Источник: