Тема эффективности методов сопровождения людей с
аутизмом становится особенно актуальной в сложившейся ситуации, связанной с
пандемией COVID-2019. Важно понимать, какие методы поддержки детей и взрослых с
аутизмом являются наиболее действенными в условиях дистанционной работы,
обучения или самоизоляции.

В Московском государственном психолого-педагогическом
университете (МГППУ) при поддержке Центра реабилитации инвалидов детства «Наш
солнечный мир»
состоялась публичная
лекция одного из самых известных людей с аутизмом – профессора Стивена
Шора «Эффективные подходы в образовании и коррекционной работе с детьми и
молодыми людьми с аутизмом. Международный опыт» (23.05.2019). С. Шор является
доктором специальной педагогики (PhD) Бостонского университета, профессором
Университета Адельфи, членом правления некоммерческой организации «Autism
Speaks», автором научных статей и монографий об аутизме, в том числе
бестселлера «За
стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера».

Сотрудник Федерального ресурсного центра по организации
комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ
Евгений Феликсович Шведовский побеседовал со Стивеном Шором о том, что важно
учитывать в исследованиях в области аутизма и какие направления помощи людям с
аутизмом сейчас наиболее востребованные.

Стивен Шор рассказал о своем последнем исследовании,
сфокусированном на сравнении подходов к сопровождению детей с аутизмом, описал
типичные ошибки, допускаемые специалистами при сопровождении людей с аутизмом,
назвал наиболее динамично развивающиеся сферы в области исследований аутизма на
сегодняшний день.

Отвечая на вопрос корреспондента о систематизации
эффективных и неэффективных методов сопровождения, Стивен Шор указал на
необходимость поиска стандартизированного способа оценки эффективности
различных практик.

«Важно задумываться о том, чтобы то, что мы меряем, было
экологичным для ребенка с аутизмом. Это означает, что мы должны быть уверены в
том, что тот подход, эффективность которого мы измеряем, полезен для
полноценной и продуктивной жизни каждого конкретного ребенка. Наиболее ценное,
что мы можем сделать в контексте поддержки детей с аутизмом – это найти их
сильные стороны и способности, а затем использовать их, во-первых, для того,
чтобы привести детей к полноценной и продуктивной жизни. А во-вторых, для того,
чтобы помочь им адаптироваться к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в
связи с аутизмом», – отметил С. Шор.

Слушайте 136-й выпуск подкаста PsyJournals
Live: https://psyjournals.podster.fm/145

Читайте текст интервью со Стивеном Шором в электронном
сборнике статей портала психологических изданий PsyJournals.ru (№ 1, 2020)
на русском
языке и
на английском
языке

Портал психологических изданий PsyJournals.ru
— https://psyjournals.ru/psynews/114110.shtml [Стивен
Шор рассказал о подходах к сопровождению людей с аутизмом — PsyJournals.ru]

Источник: http://psypress.ru/articles/


На портале психологических изданий PsyJournals.ru
во втором выпуске журнала «Культурно-историческая психология» вышла статья
на тему «Критические вызовы в теории культурно-исторической деятельности:
актуальность действия» на английском языке. Читать далее →


Опубликован № 2 2020 года журнала «Клиническая и
специальная психология»!

Рубрику теоретических исследований открывает подробный
аналитический обзор психотерапевтических тактик лечения рефрактерного синдрома
раздраженного
кишечника (Мелёхин
А.И.
). В
статье О.А. Сагалаковой и
коллег
 представлен интереснейший обзор направлений вмешательства
при слуховых галлюцинациях в контексте развития представлений о феномене
«голосов».

Рубрика «Эмпирические исследования» представлена
исследованиями: экспертной оценки параметров инклюзивного процесса в
образовательной
организации (С.В. Алехина и др.);
адаптивного статуса и аутистических проявлений у разновозрастных групп
пациентов
с синдромом
Мартина–Белл (К.К. Данилина, Н.Л.
Горбачевская
), а также блоком статей, посвященных психологии
личности в условиях пандемии 2020 и самоизоляции. Так, в
статье В.В. Гриценко и
коллег
 исследуется переживание страха перед коронавирусным
заболеванием в зависимости от выраженности базисных убеждений личности; в
статье Е.И. Первичко и
соавторов
 обсуждаются результаты исследования связей между
эмоциональным состоянием населения и особенностями восприятия COVID-19; а
статья Э.М.В.
Саликовой
 посвящена трансформациям метафорических репрезентаций
жизненного пути личности в период самоизоляции.

Эмпирическая
статья Т.Ю. Сунько раскрывает
результаты пилотного исследования проблем профессионального взаимодействия в
инклюзивной образовательной среде. Интересные эмпирические данные о взаимосвязи
самоотношения и удовлетворенности образом тела у женщин с алопецией, проходящих
химиотерапию по поводу онкологических заболеваний, получены в
работе А.Г. Фаустовой и И.С.
Виноградовой
. 

Статья Н.Е. Харламенковой и Д.А.
Никитиной
 логично продолжает тему влияния угрожающих жизни
заболеваний на психологическое здоровье личности и особенностей совладания со
стрессорами разной интенсивности. Наконец, замыкает рубрику эмпирических
исследований
статья А.М. Щербаковой и Н.С.
Лыковой
, посвященная особенностям морально-нравственных представлений
детей с интеллектуальной недостаточностью. Рубрика «Прикладные исследования»
представлена кейсовым исследованием нарушений движений у детей с очень редким
неврологическим заболеванием – опсоклонус-миоклонус
синдромом (Ю.Н. Федорова и
коллеги
).

Завершает номер методологическая статья о психологических
детерминантах внутриличностных противоречий будущих
психологов (А.С. Каткова, И.В.
Вачков
).

Полное содержание номера доступно по
ссылке: https://psyjournals.ru/psyclin/2020/n2/
Приятного чтения и будьте здоровы!

Источник: http://psypress.ru/articles/


Во время охватившей мир пандемии COVID-19 большая
часть населения планеты оказалась в условиях вынужденной самоизоляции. Однако
есть те, для кого подобный образ жизни является личным сознательным выбором. Читать далее →


Портал психологических изданий PsyJournals.ru
поддерживает социально значимые проекты психологов в непростое время
самоизоляции. Один из таких проектов сборник текстов — «Истории из жизни наших
бабушек и дедушек». Основной замысел проекта — укрепление связей между
поколениями и взаимная поддержка в эти непростые дни, когда многие люди и члены
семьи оказались изолированными друг от друга.

На портале психологических изданий PsyJournals.ru
опубликована первая история проекта «У истоков дистанционного обучения в
России», героем которой стал Владимир Самуилович Торопцов,
профессор, доктор технических наук, заслуженный изобретатель РСФСР, академик
Международной Академии информатизации при ООН, во времена СССР работавший в
Научно-производственном объединении «Химавтоматика».

Новая очень сложная задача, требующая обучить весь персонал
предприятий химической промышленности работать в условиях автоматизированной
системы, привела к возникновению идеи дистанционного обучения, которая стала
определяющей в дальнейшем профессиональном пути Владимира Самуиловича.

В.С. Торопцов описал свой опыт участия в разработке первой в
современной России программы эксперимента по дистанционному обучению.

Читайте
историю https://psyjournals.ru/grandparents_life_stories_2020/issue/Toroptsov.shtml

Предлагаем вам принять участие в проекте «Истории из жизни
наших бабушек и дедушек». Присылайте свои истории организаторам:
istoriya.zhizni@yandex.ru.

Подробнее о
проекте: https://psyjournals.ru/psynews/112971.shtml

Источник: http://psypress.ru/articles/