На сайте журнала Psyjournals опубликована новая статья:
«Динамические характеристики взаимодействия как основа формирования
рекомендаций для семьи с ребенком раннего возраста с расстройствами
аутистического спектра».
В статье описывается применение методики «Оценка
детско-родительского взаимодействия» (Evaluation of child-parent interaction;
ECPI), которая направлена на выявление индивидуальной чувствительности
коммуникативных маркеров ребенка к изменению в родительском поведении на
основании анализа динамических характеристик.
В статье подробно описывается случай применения данной
методики для диады родителя и ребенка 2,8 лет с диагнозом расстройства
аутистического спектра с целью составления индивидуальных рекомендаций.
Согласно последним исследованиям, специфические особенности
социально-коммуникативных навыков проявляются во взаимодействии детей с
расстройствами аутистического спектра со значимым взрослым уже на первом году
жизни. Для исследования особенностей протекания взаимодействия недостаточно
изучить те или иные характеристики субъектов по отдельности, необходимо
наблюдать партнеров во взаимодействии.
Предметом исследования явились особенности взаимодействие
родителя и ребенка раннего возраста с РАС в процессе спонтанной игры. В статье
описывается применение методики «Оценка детско-родительского взаимодействия»
(Evaluation of child-parent interaction; ECPI), которая направлена на выявление
индивидуальной чувствительности коммуникативных маркеров ребенка к изменению в
родительском поведении на основании анализа динамических характеристик. В
статье подробно описывается случай применения данной методики для диады
родителя и ребенка 2,8 лет с диагнозом расстройства аутистического спектра с
целью составления индивидуальных рекомендаций. В заключении отражены
возможности и ограничения применяемого метода для детей данной категории.
Автор:
Рубченя С.Л. Динамические характеристики взаимодействия
как основа формирования рекомендаций для семьи с ребенком раннего возраста с
расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и
специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 162–173.
doi:10.17759/cpse.2018070211
17 июля в Московской школе
христианской психологии открывается психологическая мастерская «Философия и
психология родительства». Ее проводит Алексей Лызлов, кандидат психологических
наук, сотрудник МПИ святого Иоанна Богослова. Читать далее →
В статье представлены результаты исследования особенностей
стратегий совладания у подростков из группы риска по самоповреждающему и
суицидальному поведению. Гипотеза заключалась в поиске различий профилей
совладающего поведения в зависимости от типа актуального стресса. Были
рассмотрены следующие типы стресса: развод родителей, смерть близких или
родственников, конфликт с родителями, тяжелое соматическое заболевание,
трудности в школе, неразделенная любовь, другое, отсутствие актуального
стресса. Выявлены как общие, так и специфические для разных типов стресса
стратегии совладания. К общим относится более частое использование стратегии
«избегание—бегство». Обследуемая выборка отличалась скорее более высокими
показателями по низкоуровневым стратегиям, чем снижением по высокоуровневым
(таким как планирование или положительная переоценка). Обсуждены возможности
использования результатов в профилактической работе.
Подростковый возраст — время кардинальных биологических и
социальных перемен, что делает этот период особенно уязвимым для стресса и
фрустрации, а совладание с ними становится одним из центральных процессов в
формировании личности. Cтратегии совладания отражают психологическую ситуацию
подростка и оказывают существенное влияние на его психическое здоровье.
Дезадаптивные стратегии совладания, предпочтение избегающего и дефицитарность
проблемно-сфокусированного поведения встречаются значимо чаще у подростков с
суицидальным и самоповреждающим поведением, чем у сверстников.
Предпочитаемые паттерны совладания наиболее активно
формируются как раз в подростковом возрасте, что делает этот жизненный этап
сензитивным к осознанному и неосознанному выбору тех способов, которые в
дальнейшем будут закреплены. Так, ряд специфических паттернов копинга,
характерных для подростков с девиантным и антивитальным поведением — избегание,
фокусировка на негативных аспектах и переживаниях, отказ от своих желаний,
отрицание — прослеживается в стратегиях совладания со стрессом и у взрослых с
антивитальным поведением. В исследовании Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского было
установлено, что базисные совладающие стратегии развиваются как раз в
подростковом возрасте.
Кроме того, в этот период формируются и
ситуационно-специфические копинг-стратегии, по мере развития они становятся
основными и характеризуют стиль совладающих стратегий личности. В исследовании
совладания у подростков с суицидальным поведением наиболее принятой можно
считать апелляцию к различиям между проблемно-сфокусированным и
эмоционально-сфокусированным видами копинга. Проблемно-сфокусированный копинг
предполагает совершение действий, направленных на изменение сложившихся
обстоятельств, вызывающих стресс. Эмоционально-сфокусированный копинг
заключается в попытке изменения самого негативного эмоционального переживания,
вызванного стрессом. Дихотомическая категоризация подвергается сегодня
серьезной критике. Отмечается, что общие категории являются слишком широкими,
что существуют ситуативные факторы обращения к одному или второму типу
совладания. Например, люди склонны к использованию проблемно-ориентированных
стратегий копинга в отношении ситуаций, которые, с их точки зрения, они смогут
разрешить, и эмоциональные стратегии в ситуациях, кажущихся неразрешимыми, где,
по мнению человека, он ничего не может изменить. Наряду с дихотомическим
делением, исследователями приводится очень широкий спектр отдельных стратегий
совладания: когнитивное переструктурирование, катастрофизация, физическая
активность, самокритика, социальное отстранение, юмор, употребление ПАВ, поиск
социальной поддержки, отреагирование, обращение к религии, занятие спортом и
пр. Объем понятия расширяется, и практически все физические и ментальные
реакции человека можно найти в перечне стратегий совладания. Разнообразие, а
также различия в категоризации затрудняют сравнения между исследованиями.
Авторы методики COPE К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб отказываются от
выявления универсальных дихотомических групп и настаивают на оценке
ситуационных копинг стратегий. Однако разделение пассивного и активного
копинга, ориентированного на проблему и ориентированного на эмоции остается
очень популярным.
Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В., Баженова М.Д.
Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и
суцидальным поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том
26. № 2. С. 33–52. doi:10.17759/cpp.2018260203